Обновление от 29 июля 2004г.
Сегодня Fujifilm обновила спецификации своей новой камеры S3 Pro, ожидающейся в продаже к октябрю-ноябрю 2004.
Сразу следует отметить, что базовый механизм достался камере в наследство от камеры Nikon F80. Однако многие детали были переработаны. Самое главное, что для этой камеры Fujifilm приготовила, по сути, совершенно новую матрицу. Вместо находящихся рядом с основными (S-ячейками), низкочувствительными R-ячейками в структуре матрицы SuperCCD IV SR, в улучшенной структуре низкочувствительные ячейки заняли место, которое напрашивалось само собой - в центре ромбов, образованных структурой SuperCCD. Это позволяет делать точные предсказания о яркости интерполируемых в структуре SuperCCD III узлах, и тем самым достигать реального разрешения 12Мп на матрице APS формата.
Улучшенная структура матрицы SuperCCD IV SR II:
Таким образом, дополнительные 6млн. R-ячеек не только расширяют фотошироту до 4 раз (на 2 ступени) в светах, создавая нелинейный участок ХК, близкий к пленочному, но и, расположившись в узлах решетки, позволяют достичь истинного (не интерполированного) яркостного разрешения 12 миллионов пикселов. На мой взгляд, данное решение выглядит значительно лучше, чем изначально заявленная (и реализованная в компактных камерах F700 и S20 Pro) SR структура.
Чувствительность матрицы осталась прежней, камера позволяет использовать диапазон 100-1600ISO. Для того, чтобы сохранить увеличенный на 2 ступени динамический диапазон, камера имеет 14-разрядный АЦП (вместо 12-разрядного у S2 Pro).
Приятно, что Fujifilm отказалась от нескольких неудобств, доставшихся вместе с пленочной тушкой от F80:
- в S3 Pro увеличение видоискателя возросло до 0.8х, то есть, пользоваться ним должно быть комфортнее (особенно, вручную наводиться на резкость), поле зрения достигло 93% по горизонтали, и 95% по вертикали кадра
- питание камеры теперь осуществляется только от элементов АА, литиевые элементы CR-123 больше не потребуются
- выдержка синхронизации укоротилась с 1/125с до 1/180с, как у камеры D100 (за счет того, что матрица в 1.5 раза меньше пленочного кадра, и затвор от F80 успевает полностью открыться на такой размер при 1/180c)
Кроме матрицы (разрешение, ДД) и отказа от неудобств, доставшихся в наследство от пленочной F80, в новой камере улучшился целый ряд характеристик (по сравнению с камерой S2 Pro):
- добавлена рукоятка для съемки вертикальных кадров
- добавлен 10-контактный разъем для стандартного дистанционно управления системы Nikon
- реализована поддержка FAT32 (для использования флэш-карт и микровинчестеров объемом более 2Гб)
- реализована мерцающая подсветка переэкспонированных участков (немного странно, что у S2, не имеющей столь солидного запаса ХК в светах это не было сделано, а для камеры, получившей такой запас, это понадобилось)
- реализована поддержка D-TTL замера для вспышек (увы, до сих пор неизвестно, поддерживается ли, как в S2 Pro, обычный ТТЛ замер по отраженному от матрицы свету, что делало камеру S2 единственной совместимой со всей системой вспышек Nikon и позволяло использовать группы вспышек, макровспышки а также точный замер с объективами без процессора, в том числе и отечественными)
- разрешение дисплея повышено до 235 000 пикселов, новая защитная крышка на дисплей наконец-то стала прозрачной
- дисплей позволяет наблюдать за объектом в режиме предварительного поднятия зеркала до 30с (что в зеркальных цифровых камерах с подвижным зеркалом, кажется, встречается впервые)
- при съемке в Jpeg реализован автоповорот изображений при вертикальной съемке, а также возможность выбора между пространствами sRGB и Adobe RGB
- увеличенный размер кадрового буфера при съемке сериями (насколько - пока неизвестно)
- интерфейс USB 1.1 заменен на USB 2.0, сохранен интерфейс FireWire (IEEE1394)
- отживший свой век отсек для карт SmartMedia заменен на новый и быстрый стандарт xD card, сохранен отсек для карт CF type I/II
- улучшена конструкция защитной крышки отсека флэш-карт (у S2 Pro со временем крышка могла отходить на доли миллиметра, при этом камера отключалась, считая, что фотограф хочет извлечь карту)
- время включения камеры уменьшилось до 500мс
- переработано меню камеры для улучшения удобства управления
- реализован режим подстраиваемого динамического диапазона за счет изменения пропорций смешивания информации R- и S-ячеек (есть режимы Auto, Wide1, Wide2), добавлены режимы симуляции фотографической пленки: режим F1, реализующий эмуляцию профессиональной негативной пленки с мягким контрастом и максимальной фотоширотой для студийной и портретной съемки, режим F2, реализующий эмуляцию пленки Velvia, обладающей высоким контрастом и насыщенностью
- улучшен и переработан корпус камеры (обещается, что он стал более жестким и лучше обрезиненным), несмотря на то, что он содержит части и механизмы от F80 (в частности, затвор), обещано, что камера в руках будет удобной как F100 (весьма смелое заявление)
- переработаны и улучшены алгоритмы внутрикамерной обработки, которые обеспечивают лучшую резкость и еще меньший уровень шумов, а также скорость обработки
Сводные характеристики камеры S3 Pro:
Базовая камера | частично базируется на Nikon F80, частично - разработка Fujifilm |
ПЗС матрица | Super CCD IV SR II |
Размер | 23x15.5мм |
Разрешение | 12.34Мп (6.17 миллионов R-ячеек и 6.17 миллионов S-ячеек) 4256х2848, 3024х2016, 2304х1536, 1440х960 |
Форматы сохранения файлов | JPEG (EXIF) Fine/Normal/Basic CCD-RAW (14 bit) |
Экспозамер (предварительные данные) | 0...+21Ev (центровзвешенный и матричный 10-зонный), +3...+21Ev (точечный) |
Датчики автофокуса (предварительные данные) | -1..+19Ev |
Чувствительность, ISO | 100 / 160 / 200 / 400 / 800 / 1600 |
Режимы съемки | P, S, A, M |
Серийная съемка | 12 кадров в Jpeg с интервалом 0.4с |
Экспокоррекция | -3...+3 с шагом в 1/2 ступени |
Диапазон выдержек | 30с...1/4000с |
Режимы работы вспышки | D-3D-multi BL tone light D-multi BL tone light D-TTL tone light |
Кратчайшая выдержка синхронизации | 1/180с |
Коррекция по зрению | неизвестно |
Интерфейсы | USB 2.0 IEEE 1394 |
Питание | 4хАА, внешний блок AC-5V |
Размеры | 148 х 135 х 80мм |
Масса | 835г (без батарей, объектива и флэш-карты) |
Большое количество снимков новой камеры (увы, пока только ее внешнего вида, а не результатов ее работы) можно увидеть на сайте Tallyn's Professional Photographic , например:
Любители истории могут оценить, насколько слухи оказались далеки от действительности, посмотрев на то, какой виделась новая камера всего лишь год назад. Такой экскурс может сослужить добрую службу (как холодный душ) тем, кто испытывает эйфорию в ожидании новой камеры от того или иного производителя.
Слухи (июль 2003 года)
С недавних пор в Сети курсируют слухи о скором выходе новой модели цифровой зеркальной камеры от Fujifilm - обновленном флагмане Fujifilm S3 Pro, как правило, называются сроки выхода новой камеры - начало 2004 года (что не мешает объявить эту модель раньше, например, осенью).
Изображение с сайта gamepoint.net , корпус от Nikon F100 |
Такой увидели новую камеру на сайте termotronic.com , корпус от Nikon F100 |
Это - снимок, представленный на сайте SLRclub.com (корпус от Nikon F5) |
К сожалению, приводимые в различных источниках снимки новой камеры весьма различаются. Из трех приведенных "снимков" как минимум, два являются ненастоящими, банальным компьютерным монтажом, когда на снимке пленочной камеры путем несложных манипуляций изменяется название, добавляются новые элементы и т.п. Однако, вполне возможно, что один из макетов окажется очень похож на новую камеру.
Общим в этих снимках и слухах, распространяемых в Сети можно назвать то, что новая модель будет построена на базе репортерской камеры Nikon F100 (по некоторым данным - F5), что значительно расширит круг решаемых задач: дополнительная спусковая кнопка для вертикальных кадров, полная совместимость со старыми моделями объективов, не имеющих встроенного процессора, возможность экспозамера даже с резьбовой оптикой, короткие выдержки синхронизации, улучшенный матричный замер, значительно более мощный встроенный мотор и улучшенные алгоритмы работы автофокуса, позволяющие добиваться высокой скорости работы автофокусировки при использовании объективов без ультразвукового (silent wave) мотора, а также значительно улучшить работу следящего режима фокусировки (которым не блещет ни S2 Pro, ни ее прототип Nikon F80). Даже если бы все нововведения, которые можно ожидать в S3 Pro, ограничились новым корпусом от Nikon F100, этого было бы уже достаточно, чтобы камера стала хитом продаж, заняв пустующую нишу полупрофессиональных DSLR между топовыми моделями (Nikon D1X, Canon 1D, 1Ds) и любительскими цифровыми зеркальными камерами (Nikon D100, Canon 10D, Sigma SD9). Однако, как обещают источники, улучшения коснутся не только "тушки", главным улучшением в цифровой части можно назвать использование матрицы нового поколения Fujifilm SuperCCD IV SR с расширенным динамическим диапазоном. Каждый пиксел новой матрицы состоит из двух ячеек: S-ячейки, аналогичной матрицам третьего поколения, и R-ячейки, имеющей значительно меньшую чувствительность, что делает эту ячейку устойчивой к переэкспозиции (для ее насыщения требуется значительно большее количество света). При аппаратном суммировании сигнала с двух ячеек, даже если основная S-ячейка вошла в насыщение, сигнал формируется за счет низкочувствительной R-ячейки, при этом удается избежать главного недостатка ПЗС матриц по сравнению с фотопленкой: появления "слепых пятен" или "белых дыр" в изображении в местах с повышенной яркостью (источники света в кадре, блики на предметах и т.п.). В результате использования доплнительных ячеек, фотоширота матрицы в светах может быть расширена в 4 раза, и вплотную приблизиться к фотошироте лучших негативных фотопленок (фотоширота в тенях у ПЗС матриц уже сейчас как минимум, не уступает пленочной).
Подробнее о структуре метрицы можно прочитать в презентациях Fujifilm от января 2003 года, несколько подробнее можно прочитать на сайте dpreview, где презентация приведена в виде HTML. Также преимущества и недостатки новой технологии (на основании крайне малого количества данных) я попытался сделать в заметке Fujifilm SuperCCD IV SR technology vs. SuperCCD III technology
Предполагаемые технически данные новой камеры (большей частью, данные сайта SLRclub.com):
Базовая камера | Nikon F5 (возможно, Nikon F100) |
ПЗС матрица | Super CCD IV SR |
Размер | полноформатная, 24х36мм |
Разрешение | 10Мп (20Мп включая R-ячейки), примерно 3900х2600 пикселов, вероятно, будет возможно сохранять изображение с удвоенным разрешением 5200х3900 пикселов благодаря особенностям SuperCCD Размер ячейки суммарный (S+R) - 9.2мкм, размер S-ячейки 7.4мкм |
Форматы сохранения файлов | JPEG (EXIF) TIFF-RGB (8 bit) TIFF-YC (8 bit) CCD-RAW (12 bit) Super Ccd-Raw (32 bit) ? - вероятно, информация из S- и R- ячеек можетт сохраняться раздельно (например, для увеличения разрешающей способности матрицы) |
Экспозамер | 0...+21Ev (центровзвешенный и матричный), +3...+21Ev (точечный) |
Датчики автофокуса | -1..+19Ev (ISO 25) |
Чувствительность, ISO | 25 / 50 / 100 / 160 / 200 / 400 / 800 / 1600 / 3200 |
Режимы съемки | P, S, A, M |
Серийная съемка | 8 кадров/с до 40 кадров |
Экспокоррекция | -3..+3Ev с шагом 0.3 Ev |
Диапазон выдержек | 30с...1/16000с |
Кратчайшая выдержка синхронизации | 1/250с |
Коррекция по зрению | -1.8...+0.8 дптр. |
Интерфейсы | USB 2.0 IEEE 1394 |
Питание | 4хАА, 2хCR-123 (DL-123), внешний блок AC-5V |
Размеры | 141.5 х 131.0 х 79.5 мм |
Масса | 790г (слишком мало, если говорить о корпусе от Nikon F5) |
Ожидаемая цена (по самым оптимистичным прогнозам) $2500-3000. Возможно, что цена новой камеры будет значительно выше: вполне вероятно, что Fujifilm будет выпускать две линейки цифровых зеркальных камер: профессиональную и любительскую. Приведенные характеристики скорее относят камеру к профессиональному ряду, в котором она должна конкурировать с камерами Canon 1Ds, Nikon D1X (или его преемником) и если цены на камеры этого класса в 2004 году не снизятся до $3000, ожидать такой низкой цены от камеры Fujifilm с приведенными выше характеристиками вряд ли стоит.
Честно говоря, я не уверен, что данная информация окажется правдивой. Мало верится, что Nikon позволит выпустить камеру на базе своих (полу)профессиональных моделей стороннему производителю (несмотря даже на то, что головной офис Nikon располагается в здании Fujifilm). Выпуск репортерской DSLR сторонним производителем, по сути, означал бы капитуляцию Nikon в производстве собственных цифровых зеркальных камер высшего класса. С одной стороны, то, что вполне профессиональный Kodak DCS 14n с 14Мп матрицей был выпущен на базе любительской камеры Nikon F80 (уже это не позволяет считать его репортерской камерой), говорит о том, что Nikon не хочет сдавать позиции без боя. Однако, ситуация с затянувшимся молчанием Nikon на поприще цифровых студийно-репортерских зеркалок (с момента выхода D1X прошло уже 2.5 года), при поддержке со стороны Kodak и Fujifilm (которые являются крупнейшими производителями не только пленок, но и высококачественных ПЗС-матриц для цифровой фотографии и алгоритмов и патентов по обработке изображений), вполне может привести к отказу Nikon производить собственные камеры высокого класса, оставшись поставщиком качественных продуманных корпусов для DSLR от Kodak и Fujifilm. В конце концов, мы живем в мире, где правит интеграция, и каждый, кто хочет остаться на плаву, должен заниматься тем, что он умеет делать лучше всего.